К вопросу о развитии национальных видов спорта коренных народов Сибири в
1960-1980гг.
(статья приводится с сокращениями)
Рост массовой физкультуры в Сибири, совершенствование форм ее организации способствовали генезису национальных видов спорта коренных народов региона. Возникнув в глубине столетий как неотъемлемая часть образа жизни древних народов, они пережили длительную эволюцию и возродились в новом качестве в наше время. Отличительной чертой национальных видов спорта является их прикладной характер, вырабатывавшийся в процессе многовековой практики, органическая связь с трудовой деятельностью. Национальные состязания, основанные на мощных глубинных корнях, являясь плотью и кровью народной культуры, пользовались большой популярностью в Сибири и несмотря на трудности, настойчиво пробивали себе дорогу.
Следует отметить, что первые серьезные усилия по возрождению национальных видов спорта были предприняты еще в 40-50-е гг., однако действительно массовый и современный характер эта деятельность приобрела в 60-80-е гг., и связано это было прежде всего с улучшением материальных и гуманитарных условий для физкультурных занятий и изменением статуса национальных спортивных дисциплин в отечественном физкультурном движении. В развитии национальных видов спорта народов Сибири в рассматриваемое время, на наш взгляд, выделяются два больших периода. Первый из них охватывает 60-е - начало 70-х гг. и может быть охарактеризован как период становления национального спорта в рамках традиционных форм организации массовой физкультуры, а также набиравших силу народных спортивных праздников. Следующий период, по 1985 г. включительно, отмечен появлением новых национальных спортивных дисциплин, созданием спортшкол и подготовкой специалистов по этим видам спорта, но, главное, интегрированностью национальных видов спорта в качестве равноправных с другими, общераспространенными видами, в структуру отечественной системы физического воспитания.
Большое значение для возрождения и становления национальных видов спорта на современной основе имело включение их в программы региональных спартакиад, являвшихся составной частью Спартакиады народов СССР. Так, на рубеже 50-60-х гг. лучный спорт, бурятская борьба и конный спорт наряду с олимпийскими и другими общеизвестными видами спорта вошли в содержание спартакиадных соревнований в Бурятии, Агинском и Усть-Ордынском автономных округах Читинской и Иркутской областей.
Наиболее полно рост массовой физкультуры проявился в народных празднествах, в программы которых национальные виды спорта, наряду с другими, входили в качестве важнейших составных частей. У бурятского народа, например, очень популярными были национальные праздники-сурхарбаны, в которых акцент делался на спортивные состязания, в первую очередь лучников, борцов и наездников. Воссозданные на основе старинных традиций и правил, они были открытыми для всех делающих, независимо от возраста и национальности. Непременным условием была только форма одежды - национальная бурятская. На импровизированных стадионах, устроенных прямо в степи, собирались обычно десятки тысяч человек. Центральным событием сурхарбанов являлись турниры стрелков из лука. Когда участник попадал в главную мишень - "ласты", над степью звучала "Вора" - песнь во славу победителя. В 70-е гг. проявилась тенденция расширения программы состязаний лучников: с 1975 г. эти турниры на сурхарбанах проходили по национальным, международным и смешанным правилам. Не менее популярным видом спорта у бурят была борьба по национальным правилам. Правила и приемы бурятской борьбы очень близки к содержанию вольной и греко-римской борьбы, и потому на основе национальной борьбы шло интенсивное развитие названных спортивных дисциплин, давно получивших статус олимпийских видов.
3аслуживают внимания национальные виды спорта и их развитие в рассматриваемый период и в других регионах, имеющих свои социально-культурные особенности, включая физкультурные традиции. Интерес этот усиливался общностью многих традиций физкультуры у народов Сибири и в то же время неповторимостью, уникальностью национальных спортивных дисциплин, их местом в культурной жизни населения.
У хакасов, как и у других народов, основы физической культуры закладывались с незапамятных времен.
"Самобытные народные игры и другие упражнения, бытовавшие в жизни хакасского народа, проводились в дни праздников, свадеб и религиозных обрядов в виде состязаний",
- указывает исследователь национальных традиций народов Южной Сибири Л. Сагалаков. В названный период, особенно в 70-е гг., национальный спорт в автономной области благодаря мощной государственной поддержке приобрел новые качественные черты, прежде всего организованность, многообразие соревнований и более высокий уровень достижений. Спортивные соревнования были составной частью народных праздников. Наряду с выступлениями самодеятельных артистов, плясками и гулянием, в их программу обычно включались разнообразные игры и состязания: стрельба из лука, конные скачки, поднятие тяжестей, гиревой спорт и борьба.
В исследуемый период, особенно в 70-80-е гг., был сделан крупный шаг в развитии национальных видов спорта у народов Горного Алтая. Одним из самых древних и почитаемых видов спорта у алтайцев является борьба на поясах - куреш, которая у хакасов называется курес, а у тувинцев - хуреш. Больше других для возрождения алтайской национальной борьбы на современной основе сделал тренер Н. Мюсов, воспитавший многих учеников и последователей. Страстный пропагандист национальных традиций, хороший специалист в области олимпийских видов борьбы, он организовал в Горно-Алтайске и в сельских районах области ряд показательных выступлений атлетов под названием "Открытый ковер куреша". Впоследствии это состязание превратилось в традиционное. Широкая пропагандистская кампания, разработка методических рекомендаций, образование в Горно-Алтайской областной комплексной ДЮШС отделения по национальной борьбе способствовали быстрому распространению этого вида спорта. Большое значение для его развития имела книга М. К. Каланакова "Куреш: алтайская национальная борьба", изданная в 1980 г.
Столь же масштабные изменения в содержании и организации национального спорта происходили в северных автономных округах на территории Сибири и в Якутской Республике. Следует при этом заметить, что физические упражнения и игры у народов Севера отличались еще большим разнообразием, чем у народов Южной Сибири. В Якутии в рассматриваемый период, особенно в 70-80-е гг., интенсивно развивались все виды борьбы, включая национальную борьбу хапсагай. Особенно популярными у народов Якутии являлись состязания, в основе которых находились беговые и прыжковые упражнения. Якутские прыжки так же, как и борьба, в числе первых были включены в программы республиканского и районных первенств по национальным видам спорта, а во второй половине 70-х - первой половине 80-х гг. входили в программы сельских спортивных игр.
Состязания по национальным видам спорта стали лучшим средством агитации за здоровый образ жизни, воспитывали уважение к отечественной культуре, учили беречь и приумножать народные традиции. Спортивные праздники, бесспорно, способствовали расширению географии национальных спортивных дисциплин народов Сибири, их взаимопроникновению и взаимообогащению. В рассматриваемый период, особенно в 70-80-е гг., происходило сближение национальных видов спорта с общераспространенными, что стимулировало развитие массовой физкультуры и спорта высших достижений в стране. В 1960-1980-гг. произошли, по сути, возрождение и становление на современной основе национальных видов спорта народов Сибири. Национальные спортивные дисциплины внесли своеобразие и неповторимость в отечественное физкультурное движение, качественно обогатили его, стали неотъемлемой частью интернациональной культуры России.
В. И. Бураков, О. В. Буракова